суббота, 6 октября 2012 г.


"На дороге"
Уолтер Саллес

Дорога - это нечто большее, чем просто полоса земли, предназначенная для передвижения. Дорога - это Путь, наполненный ярчайшими моментами, воспоминаниями, ощущениями, которые никогда не повторятся, которые в каждом своем моменте расскажут идущему, кто он такой, и какое место в мире ему предназначено. Каждая встреча сулит новый диалог, новую "болтовню о том о сем", новые разговоры, которые раскрывают личность и помогают найти то, что ты ищешь - будь то отец, потерянный в странствиях, друг, которым дорожишь, или просто эмоции, а может и самого себя. Дорога - одна из лучших основ почти для любого фильма, здесь можно раскрутить до безумия внешний ритм картины (интрига, случайные встречи, погони, опасности, неожиданности), а в моментах остановок  благодаря внутреннему ритму довести зрителя до полного погружения  (одежда героев в разных моментах, взгляды, молчание, прикосновения - все, что закрутит мысли внутри смотрящего). Сюжет дороги дал название целому жанру игрового и не игрового кино - роуд-муви. Думаю, именно к этому жанру можно отнести фильм режиссера Уолтера Саллеса "На Дороге", который побывал участником основного конкурса Каннского кинофестиваля 2012 года, и стал фильмом открытия фестиваля "Другое кино".

Когда-то, в начале 80-х Фрэнсис Форд Коппола хотел снять фильм на основе великого одноименного романа эпохи битников Джека Керуака - "На Дороге", но сложилось так, что первым стал Уолтер Саллес, известный по фильму-биографии "Че Гевара: Дневники мотоциклиста" . Новая картина Саллеса может похвастать действительно мощным актерским составом: исполнителями главных ролей стали молодые актеры Гаррет Хедлунд, Сэм Райли, Кристен Стюарт, Том Стёрридж, которые и задали фильму необходимый драйв и безумство. По искрам в глазах можно судить, что ребятам не только нравятся их роли, но и желание путешествий, молодежного безумства живет в каждом из них. Думаю, что для такой картины это немаловажно. Но, на мой взгляд, Вигго Мортенсен и Кирстен Данст не совсем вошли в роль, хотя  это, возможно, лишь мое ощущение. В моем воображении Берроуз более безумен, и его глаза... ну никак не могут быть глазами Мортенсена, а Кирстен Данст просто не совпала с образом в моей голове. 

Как экранизация романа фильм отличный. Уолтер Саллес отметил: "Моя задача как режиссера экранизации - заставить зрителя вспомнить свой самый первый опыт прочтения "На дороге", и я думаю, что у него это получилось. Возможно, этот роуд-трип действительно не отпустит зрителя долгое время после выхода из кинозала. Единственное, чего мне несколько не хватало в этом фильме - "триеровской" камеры с руки. Думаю, это добавило бы эффекта путешествия и придало бы картине еще больший взбалмошный шик. Хотя, такая манера съемки хотя бы в 30% сцен утомила бы зрителя, тем более, что фильм довольно длинный - почти два с половиной часа. В остальном, визуальная часть фильма - цвет, свет, планы - замечательно передают стилистику времени битников и в целом дух путешествий, а при просмотре даже иногда чувствуется привкус виски и пыли во рту.

В картине "На дороге" режиссеру удалось с легкостью раскрыть характеры героев, их цели и стремления, их мысли и чувства, и не нужно прилагать никаких усилий и излишних философствований, чтобы понять их поступки или поведение в какой-либо ситуации. Все просто и прозрачно, и благодаря этому картина смотрится легко и ярко - как жизнь Дина Мориарти, который горит ярким пламенем, освещающим огромную массу уголков внешнего и внутреннего мира себя и своих друзей, а потом сгорает и остается у "разбитого корыта". Молодость - прекрасное время, когда можно все и ограничивающих тебя рамок еще совсем не много - но будьте аккуратны, нынешние искатели себя в этом огромном мире!

"...и никто, никто не знает, что со всеми случится, если не считать позабытого тряпья старости, я думаю о Дине Мориарти
Д.Керуак "На дороге"


P.S.
Зачастую фильм для меня раскладывается в нескольких спектрах восприятия: 
1 - эффект во время просмотра - будоражит ли фильм, интригует, вдохновляет, медитативно погружает и т.п. По этому критерию фильм "На дороге" довольно удачный.
2 - эффект в первый час после окончания картины: как выныриваешь из воды - сколько времени будешь "обсыхать". Здесь данный фильм, как и любое роуд-муви, не имеет сильного эффекта. Первый час после просмотра не является каким-то особенным, т.к. в такого рода картинах нет огромного, бьющего по восприятию груза мыслей и чувств.
3 - эффект после того, как "переспишь" с фильмом, т.е. на следующий день - и, к сожалению, тут фильм "На дороге" так же ничего особенного не оставляет. На этом этапе чаще всего оказывают сильное действие картины с глубоким, нераскрытым до конца смыслом, с ворохом разноплановых чувств и выводов, которые делает уже сам зритель, раскрывая себя самого.
4 - эффект, который познаешь через некоторое время после просмотра фильма - воспоминания, выводы, чувства, заставляющие пересматривать шедевры кинематографа. Тут должно пройти время, хотя, кажется, "На дороге" - это фильм, который можно посмотреть, восхититься, удовлетвориться хорошим кино и после спокойно оставить его где-то в копилке своих воспоминаний.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.